Критерии смерти в медицине
Вопрос различий между жизнью и смертью, казалось бы, уже давно решён. Но что делать с такими пограничными состояниями, как кома или летаргия? Действительно ли после серьёзных травм человек не способен выжить, или его организм сможет найти в себе дополнительные ресурсы и оправиться? Что может однозначно свидетельствовать о наступившем летальном исходе?
Медицина и религия
Религиозные каноны диктуют верующим правила поведения в обществе и семье, при рождении нового человека и по смерти. У евреев принято определять наличие «дыхания жизни» подношением ко рту пёрышка. Даже при слабой вентиляции лёгких оно начинает еле-заметно колебаться. Христиане копты определяют уход из жизни отсутствием сердцебиения в теле. При чём неважно становится, кардиостимулятор ли в груди или живое сердце.
Историческая справка
Наиболее тесно со случаями летального исхода сталкиваются анестезиологи и реаниматологи. Ежедневно им приходится спасать людей от неминуемого, констатировать необратимое. Именно к ним и обратились за установлением действительных различий между жизнью и смертью. Критерии кончины должны быть ясными, научно обоснованными, доступными для диагностирования. С помощью новейших точных приборов и неоднократно проводимых исследований был получен однозначный ответ: вся проблема в головном мозге.
На подступах к ответу
При поиске разгадки учёные обратились к вычислительным машинам. Именно проводимая аналогия между живым организмом и компьютерами помогла осознать реальную разницу между мёртвым телом и живым человеком.
Что такое смерть? Это – тотальная дисфункция всех органов. При чём даже замена их на органические или искусственные аналоги не способна предотвратить неминуемое. Без руки или ноги человек может вполне сносно жить. Даже лишившись почки или селезёнки реципиент продолжает жить. И даже с искусственным сердцем. Вот только мозг остаётся незаменимым внутренним органом. Его гибель указывает на однозначную смерть личности.
3 варианта смерти мозга
В медицине принято разделять три вариации гибели мозга.
Тотальное поражение, вплоть до разложения. Данная стадия являет собой явную смерть.
Поражение мозгового ствола. При этом может наблюдаться некоторая активность в полушариях мозга, но она кратковременна.
Поражение корковых функций мозга. В этом случае тело может длительное время находиться на аппаратах жизнеобеспечения, однако восстановления мозга всё равно не случится. Данная стадия не всеми учёными воспринимается как однозначная смерть.
Тонкая грань между «однозначно жив» и «однозначно мёртв»
Жирную точку в вопросе о том, где пролегает грань между жизнью и смертью поставили юристы. При чём руководствовались они достаточно прагматичными соображениями. Если человек мёртв – то у него можно изымать органы для последующей трансплантации. Если человек жив – то подобная операция неминуемо приведёт к его смерти. В то же время следовало учитывать сроки жизни донорских органов. Так, сердце может существовать вне тела до 1 часа, вдвое меньше – почка, а печень – всего 20 минут. Далее наступает некроз тканей, препятствующий приживлению органа.
С юридическим определением смерти порой тяжело согласиться родственникам умирающего. Ведь у него до последнего могут сохраняться конвульсивные подрагивания мышц.
Социальное конструирование смерти
Подробная детализация критериев смерти к сожалению не препятствует разгорающимся спорам вокруг проблемы. И если медики ещё могут прийти к определённому консенсусу, то сложнее становится при вмешательстве политических сил. Популизм активистов приводит к тому, что тело продолжают держать на аппарате искусственной вентиляции даже при том, что человек получил травмы не совместимые с жизнью. На финансирование одного такого пострадавшего тратятся большие суммы, которые могли бы спасти десятки других, менее тяжёлых больных.
Ещё один прискорбный факт – отсутствие новейших аппаратов, способных диагностировать дисфункцию мозга. Если первые две стадии гибели жизненно важного органа ещё возможно распознать без специализированных устройств, то для констатации гибели корковых функций необходимы детальные исследования. Потому в глубинке РФ продолжают действовать по старинке: признают смерть при отсутствии дыхания, сердцебиения, кровообращения. Конечно, всё это можно признать с той оговоркой, что реанимационные техники не смогли вернуть пациенту жизнь.
Такое разное законодательство
В мировой практике существуют случаи, когда смерть диагностируют на основании отсутствия сердцебиения, циркуляции крови и остановки дыхания. Двоякая трактовка допустима, если в её пользу высказались родственники пациента или он сам высказал подобное волеизъявление. Так поступают в Дании и двух штатах США – Нью-Йорке и Нью-Джерси.
Действия медиков в России строго регламентируется ФЗ №4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992г., где именно гибель мозга является первичным критерием для констатации летального исхода. При этом диагностировать поражение важнейшего для человека органа следует согласно ст. 9 указанного нормативного акта при полной вентиляции лёгких и функционирующем сердце.
Когнитивные компьютерные устройства заменят мозг?
Всё вышесказанное верно на сегодняшний момент, пока опыты по пересадке головного мозга у человека продолжают быть чем-то из ряда фантастики. Сейчас подобные эксперименты разве что демонстрируются в художественных фильмах и описываются в книгах. Но если представить их реально осуществимыми, то где в реальности окажется та тонкая грань между жизнью и смертью? Думается, что в будущем нам ещё придётся не раз возвращаться к данному вопросу.
Возможно, вам будет интересно:
- Экологические похороны: ресомация и промессия
- Эвтаназия: аргументы за и против
- Фальш-кремация (кремация без родственников)
Дополнительная информация: