Убогие дома
Ещё великий российский поэт Некрасов в своё время писал: «Стоят как остовы убогие дома». Сейчас под этим понятием понимают ветхие строения, грозящиеся упасть. А ведь изначально так именовались сараи, представлявшие собой нечто среднее между хранилищем для трупов и братской могилой. Подобное явление было настолько распространённым, что каждый уездный город располагал не менее одной божедомкой. В одной Москве их в одно время насчитывалось 4 штуки.
Что собой представлял убогий дом?
Убогий дом (синонимы: гноище, божий дом, божедомка, жальник, ямник) представлял собой огороженную забором вырытую яму, куда свозились тела умерших в холодную пору года. Как правило яму рыли за околицей села или населённого пункта. Здесь хранились останки неизвестных, погибших от несчастного случая, в дороге, самоубийц, утопших, замёрзших в дороге путников, бездомных и безродных. Трупы пересыпались людом для лучшей сохранности. Если долгое время кто-то из членов семьи не появлялся в доме, родственники приходили сюда в надежде отыскать пропажу.
Божедомки временные и постоянные
Жальники строили на временной и постоянной основе. В первом случае по заполнению яму попросту засыпали землёй и неподалёку рыли новую. Так поступали при свирепствующей эпидемии или массовой гибели людей. Постоянные божедомки выполняли функцию современного морга. Тела там сохранялись до весны, а затем, когда земля размерзалась до нужной степени, их хоронили на кладбищах.
Всем миром – похоронный обряд в убогом дому
Отсеяв зерновые по весне, в определённый день к гноищу стекались люди. Добровольцы вызывались помочь хоронить тела умерших. Ведь каждый труп надо было обмыть, укрыть саваном, уложить в общую могилу. Кто позажиточнее – приносили ткань и обноски для посмертного одеяния мёртвых. Духовные лица читали над усопшими отходные молитвы. Только после этого останки засыпали землёй. Горестные стоны и плач раздавались по всему городу в эти дни.
«Социальные» похороны по-старорусски
Убогие дома иначе ещё назывались «жальниками», от слова жалеть. Для экономии рабочего времени их организовывали в бывших глиняных карьерах. Когда выработка заканчивалась, пустующую яму заполняли мёртвыми телами, а по краю обносили забором. Отсюда ещё одно название божедомки – «скидельница», от «скидели» - глины. Позднее термин трансформировался в «скудельница», созвучное «скудости». Ведь в ямниках хоронили не только неопознанные тела. При отсутствии денег на упокоение родственники приносили умершего к местам общего захоронения, чтобы предание земле состоялось за общественные средства.
Божедом и нежеланные дети Богданы
Близ постоянного ямника находилась сторожка. В ней проживал божедом. В его обязанности было следить за тем, чтобы дикие животные не терзали тела умерших. Сюда же поздней ночью приносили нежеланных младенцев. Божедом, как мог, выкармливал их, а затем отдавал бездетным парам. Именовали таких детей «Богом данными» – Богданами.
Когда возникли убогие дома
Указать с точностью до столетия появление ямников невозможно. Однако многие факторы указывают, что традиция такая осталась ещё с языческих времён. В первую очередь, это одинаковое отношение к телам умерших. В христианстве же самоубийц хоронят за оградой погоста, а богоборцев и атеистов – без отпевания. Причина смерти для людей того времени была не важна. Главное, для чего устраивались жальники, было недопущение распространения заразы и эпидемий в поселении.
Лишь позднее над воротами ведущими к гноищу стали прибивать крест, а неподалёку от убогого дома – строить часовню или храм для молитв за упокой.
13 век – самое раннее упоминание о божедомках
Как свидетельствует Новгородская летопись, убогие дома встречались на Руси уже в 13-м веке. На то время был зафиксирован большой голод, и тела скончавшихся от недоедания свозили в вырытые ямники. Хоронить в отдельных могилах не было ни сил, ни возможностей у простого люда. Одна такая братская могила могла вмещать несколько тысяч трупов. По смоленской переписи в 4-х городских божедомках было упокоено 32 тыс. жителей и пришлых путников.
В царствование Романовых такое явление как городские гноища стало изживать себя. Сначала их переносили за околицу, чтобы неприятный запах не докучал селившимся неподалёку. Затем, с увеличением городского населения, Анна Иоановна даже издала указ о запрете скудельниц. Но веление государыни не спешили исполнять. Только в правление Екатерины II, когда были выделены дополнительные земли под погосты, стало возможным упразднить ямники.
Столичные божедомки
В Москве убогие дома на постоянно основе появились в 16-м веке. Свидетельства о них можно найти в путевых записках различных путешественников. Первым рассказал о них иностранец Принтц. Позднее рассказы о подобных заведениях появились у Флетчера, Маржерета, антиохийского патриарха Макария и других известных деятелей того времени. Считается, что Лжедмитрий также был упокоен в столичном ямнике. Так по крайней мере пишется в ведомостях 1606 года.
Обнаружив тела неизвестных столичные служки везли их к Китай-городу. Останки скончавшихся выставляли на всеобщее обозрение на 3-4 дня в Никольской, Варварской или Ильинской часовне. Жители Москвы и приезжие могли прийти к крестцам (часовням, где читались мирские и церковные указы) и опознать своих родственников. Трупы безродных отправляли для упокоения в одну из божедомок.
В разное время в Москве действовали скудельницы:
На Самотеке. Считается первым столичным убогим домом. Действовал вплоть до 1771 года. Закрыт по случаю чумы. Неподалёку располагалась церковь Иоанна Воина, позднее преобразованная в Крестовоздвиженский монастырь. В день погребения крестный ход по умершим начинали от самого Высоко-Петровского монастыря.
На Пречистенке. Сейчас на месте бывшего ямника стоит церковь Мученицы Параскевы Пятницы. Для желающих посетить историческое место, следует ориентироваться на Мёртвый переулок, что идёт по направлению к Храму Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах.
За Серпуховскими воротами. Позднее на месте жальника воздвигли Храм Вознесения Господня.
За Таганкой. Распоряжением Алексея Михайловича на территории бывшей скудельницы был основан Божедомский (иначе – Покровский) монастырь.
Близ Марьиной рощи. В силу обстоятельств, здесь яма для тел не рылась. Останки складировали в подобие амбара, а затем переправляли к месту захоронения.
Кроме вышеуказанного перечня божедомок, в столице существовал погост для захоронения нищих. Размещался он на Большой Лубянке, под покровительством монахов Варсонофьевского монастыря.
Убогие дома в иных городах России
Пожары и различные бедствия стали причиной потери многих рукописных архивов тех времён. Сейчас установить местонахождения бывших жальников помогают названия храмов, основанных на их месте.
Ярославль. У тракта ведущего с Углича стоит Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке.
Нижний Новгород. Раскопки в начале прошлого века под руководством археолога В. С. Передольского показали наличие скудельницы между Сокольей горкой и Храмом Рождества Христова. Согласно его мнению, здесь же обрели покой князья-мученики из рода Долгоруких в 1739 году.
Арзамас. Убогий дом из кирпича действовал в городе на постоянной основе, о чём свидетельствуют датируемые 18-м веком архивные данные.
Переяславль-Залесский. Некоторое время близ ямника жил преподобный Даниил Переяславский и выполнял функции божедома. Позднее с божьей и людской помощью он основал рядом Свято-Троицкий монастырь.
Запрет жальников
Поскольку народ не спешил исполнять указ государыни, Православная Церковь также подключилась к упразднению скудельниц. Не имея представления, от чего скончались усопшие, священники перестали отпевать мёртвых при упокоении. Сам Патриарх Филарет в 1619 году повелел издал об этом соответствующий указ. Патриарх Адриан ужесточил действие предписания, наказав тела самоубийц и разбойников вывозить в лес, дабы их растерзали хищные птицы и звери.
Запрет божедомок
Позднее церковь ввела запрет на погребение свезённых в ямники останков. Так, Патриарх Филарет в 1619 году повелел не отпевать самоубийц, умерших в пьяном угаре, погибших в следствие несчастного случая. Патриарх Адриан наказывал поповским старостам тела наложивших на себя руки и грабителей с большой дороги вывозить в лес – на растерзание хищным животным и птицам.
Возможно, вам будет интересно:
- Православный похоронный обряд
- Кладбища будущего. Наиболее «громкие» футуристические проекты некрополей
- Посмертное донорство
Дополнительная информация: