Символы смерти в искусстве Европы
Познанием смерти человечество занималось во все времена. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, найденные при археологических раскопках, дошедшие до нас скульптурные композиции и рисунки. Особо развитию данного жанра искусства способствовала Церковь. На многих средневековых фресках зритель может увидеть различную потустороннюю символику. Священнослужители тем самым стремились свою паству запугать представлениями об ином мире и заставить жить праведно.
Череп или Адамова голова
Череп возложенный на две бедренные кости именовался Адамовой головой. Как известно, крест Иисуса был установлен на Голгофе. В этом же самом месте были упокоены череп Адама и пара костей Евы. Кровью христовой был смыт первородный грех и человечество было очищено от скверны. Этот и другие библейские сюжеты были особо популярными у живописцев. «Страсти Христовы» помогали зрителям проникнуться страданиями Господа, задуматься о бренности Сущего и вопросах Воскресения.
Ангелы и всадники, забирающие души
Частые эпидемии являли для жителей Средневековой Европы смерть в самом неприглядном виде. Разложившееся тело покрытое струпьями и червяками внушало ужас. Ничего омерзительнее подобных явлений и придумать невозможно. По этой причине Ангела Смерти стали изображать в виде всадника, уносящего с собой душу. Вчера здоровый человек сегодня погибал от моровой язвы, а завтра уже его труп внушал отвращение. Такая стремительность и неразборчивость была похожа на набеги кочевников, которые также без разбора грабили в то время небольшие поселения.
Скелет
Самый прозрачный намёк на Неизбежное – это изображение скелета. Фраза «Carpe Diem», найденная на фреске при раскопках Помпеи, стала воистину крылатой. Изречение было размещено возле схематического изображения скелета и означало «наслаждайся моментом». Действительно, длительность нашей жизни – это всего лишь миг по сравнению с Вечностью.
Триумф и Пляска смерти
Сюжеты очень схожи между собой и провозглашают неизбежное торжество Смерти над Жизнью. В первом случае зритель увидит разящую всех своим мечом или косой Смерть. Она не разбирает людей по сословиям, возрасту или полу.
Несколько иное представление, но с тем же смыслом на картинах «Пляски смерти». Здесь живописцы выстраивали в ряд чередуя живых и мёртвых. В едином танце кружились скелеты и живущие люди. В паре с мертвецами следовали купцы, крестьяне, знатные вельможи и именитые дамы. Никто не может избежать своей участи.
Церковь активно поощряла художников и спонсировала создание подобных картин. В музеях и Храмах вы найдёте немало подобных изображений. Ведь при взгляде на эти произведения искусства каждый невольно обращал внимание на свою жизнь, прожитые дни. Возможность уйти в небытие в любой момент становилась реальностью. Подкрепляли уверенность в этом произносимые с кафедр проповеди.
Мёртвая природа - натюрморт
В 16-17 веках живопись перестала явно изображать умерших. В моду вошли символизм, иносказания, некоторая скрытность. Художники всё чаще стали обращаться к такому жанру, как натюрморт. В изображении мёртвой природы угадывались всё та же необратимость и тлен всего сущего. Часто центральной фигурой на рисунках становился череп. По тому, какие предметы его окружали, можно было узнать вкладываемый в картину смысл. Так, увядающие фрукты и цветы означали угасание жизни, песочные часы – точно отмеренное время для каждого человека, пустой кубок или с небольшой каплей на дне – конец жизни. Живописцы часто рисовали свечи: зажжённые символизировали память об ушедшем, а потухшие – оборвавшийся внезапно жизненный путь. Присевшая на миг бабочка показывала, насколько мимолётным для Вечности оказывается наше существование.
Иногда на подобных картинах можно встретить своего рода напутствия. Игральные карты или кости предупреждали о необходимости сменить жизненные цели, перестать безответственно относиться к семье. Курительная трубка напоминала об умеренности в жизненных наслаждениях. Сабля и золотые монеты, свидетельствующие о власти и богатстве, намекали, что их невозможно унести с собой на тот свет.
Романтизм и кладбища
Следующий век характеризуется началом эпохи романтизма. Юноши окрылённые мечтами убегали от реальности, разочаровываясь в окружающей их среде. Уединённые прогулки по некрополю, где герой мог побродить среди развалин, прикоснуться к прошлому, помогали справиться с нахлынувшими чувствами. В отсутствие реальной возможности таких визитов, делались заказы живописцам на изображение кладбищенских пейзажей.
Картины разрушений
20-й век начался с двух мировых войн. Представители искусства не стали в стороне от мировых катаклизмов. Всё чаще на картинах изображается массовая гибель людей. Одним из ярких произведений данного жанра стала «Герника» Пабло Пикассо. Говорят, увидев её ещё неоконченной в мастерской художника, немецкий офицер спросил с восхищением: «Это сделали вы?» на что Пикассо ответил: «Нет, это сделали ВЫ!»
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: