Закрыть
Челябинск
  Мусульманские похороны – похоронные традиции ислама

Мусульманские похороны – похоронные традиции ислама

Челябинск – многонациональный город. Наряду с православием здесь исповедуют буддизм, католицизм, ислам. Часто из-за подобного смешения традиции одной конфессии перекликаются с другими религиозными обычаями. В этой статье будет изложен мусульманский похоронный обряд согласно фикху. Правоверные для себя уточнят некоторые нюансы церемонии, а представители иных вероисповеданий – узнают больше о погребении лиц иной веры.

Перед смертью

Предчувствуя приближение смерти мусульманин начинает читать молитву Калима-и Шахада. Краткое её изложение звучит так: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед – его Пророк». В тех случаях, когда человек от упадка сил не может самостоятельно произнести данные строки, молитву говорят его близкие за него. В общем случае перед наступающим летальным исходом человека не покидают и стараются исполнить его просьбы – поднести воды, вытереть пот со лба и т. п.

Подготовка к погребению

После официальной констатации смерти близкие укладывают почившего на бок, обращённым по направлению к Мекке. Допускается и иное положение, когда тело оставляют лежать на спине, разворачивают ногами к Мекке, а голову несколько приподнимают. Близкие собираются возле усопшего и читают молитву с обращением к Аллаху простить грехи умершего.

Теперь предстоит важная часть обряда – придание мёртвому благообразного вида. Для этих целей на живот кладут груз (от вздутия), суставы разминают (во избежание закостенения), глаза закрывают, а челюсть подвязывают.

Омовение

Для проведения важнейшего этапа похоронного обряда собираются 4 человека одного с покойным пола. Один из них, гассал, непосредственно занимается омовением, а остальные помогают: льют воду, приподнимают и переворачивают тело. Для процедуры используется вода с кедровым порошком и чистая.

Тело усопшего размещают на жёстком ложе, бёдра до колен покрывают тканью или полотенцем. Если обмывают женщину, то ткань натягивается до шеи. Все манипуляции проводятся под её покровом, чтобы даже гассан не видел тела умершего. Последовательность омовения такова:

  • голова и лицо,
  • ступни и щиколотки,
  • правая, затем левая сторона тела в положении на боку,
  • спина – при этом помощники приподнимают тело для удобства, поскольку перекладывать на живот усопшего нельзя.

Во время омовения следует раскуривать благовония, дабы уничтожить запахи исходящие от тела почившего и при прочистке кишечника. Все манипуляции совершаются не более трёх раз.

Облачение

После омовения правоверного мусульманина облачают в погребальные одежды:

  • изор – отрез ткани, покрывающий бёдра у мужчин и тело от шеи до колен у женщин;
  • камис – длиннополая рубашка;
  • лифофа – длинный отрез ткани, покрывающий человека от макушки до пят;
  • химар – косынка для женщин, покрывающая голову;
  • чалма – головной убор мужчин (факультативно);
  • кирка – отрез ткани, закрывающий грудь у женщин.

Нередко лифофу пересыпают ароматическими травами, чтобы убрать неприятные запахи.

Похоронная молитва и погребение

Хоронить исповедовавшего при жизни ислам следует как можно раньше, в идеале – в тот же день. К сожалению, бюрократические проволочки не всегда позволяют соблюсти данные нормы. Важно понимать, что вырытая для погребения яма копается в день похорон. Если по каким-либо причинам захоронение не состоялось, то яму закапывают и на следующий день копают заново. Сама могила имеет боковую нишу «ляхд» или углубление на самом дне могилы.

Молитву джаназа произносят над телом усопшего, размещённым на специальных носилках «табут». При этом лица молящихся обращены к Мекке. В своём обращении к Аллаху скорбящие просят простить прегрешения и даровать свою милость. При этом полагаются на волю Всевышнего. Считается, если джаназа не была произнесена перед захоронением, то как бы и похороны не состоялись. При погружении в могильную яму читают аяты (суры из Корана), чаще всего проговаривают слова суры Аль-Мульк.

На погребении присутствуют только мужчины. В наши дни допускается участие женщин преклонного возраста, не беременных и без маленьких детей. Но стоять они должны отдельно от группы мужчин или рядом с махрамом (родственником, за которого она не может выйти замуж – отцом, братом).

Поминовения и соболезнования

Соболезнования семье упокоенного следует выражать один раз, желательно в первые 3 дня по смерти. Единственное исключение – если человек о смерти близкого узнал гораздо позже. Траур по ушедшему в мир иной соблюдают также три дня. В эти дни не принято голосить или публично выражать скорбь. Вдова носит по мужу траур 4 месяца и 10 дней. В течение этого периода она не пользуется ароматическими средствами, носит фиолетовую, зелёную, чёрную или белую одежду, не ночует вне дома. Соблюдать траур свыше указанного периода не принято – это будет означать непринятие воли Аллаха.

Традиционная форма выражения соболезнования: «Да окажет Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату». В отношении иноверцев потерявших близких также выражают соболезнования, но слова о Всевышнем опускаются. Поминают усопшего в годовщины смерти. Частое хождение на кладбище не приветствуется. В отдельных регионах принято поминать на 3-й, 9-й и 40-й дни.

Мусульманские кладбища в Челябинске

Отдельно выделенного погоста для мусульманских погребений не существует. Однако действующее Махмутовское кладбище на пр. Победы имеет отдельный участок для осуществления захоронений лиц, при жизни исповедовавших ислам. Неподалёку от главных ворот расположена мечеть Исмагил, где можно договориться о проведении религиозной службы.

При установке памятника следует помнить, что лицевая часть могильной плиты всегда обращена к Мекке. На неё наносят данные о покойном (ФИО и даты жизни), иногда украшают растительным или ориентальным орнаментом. Суры из Корана использовать не рекомендуется, чтобы при разрушении памятника слова Аллаха не были попраны в пыли.

Возможно, вам будет интересно:

15 августа 2019