Закрыть
Челябинск
  Что такое эпитафия

Что такое эпитафия

Эпитафия – слово греческого происхождения и в переводе означает «надгробный», «на могиле». Это короткое изречение, сочинённое по случаю смерти кого-либо.  В Древней Греции эпитафия изначально обозначала речь, которая произносилась в ежегодные дни поминовения воинов, погибших в сражениях за Родину. Эпитафии как память об умершем стали наносить на могильные камни, на памятники. Вот так выглядит эпитафия, нанесённая на камень на могиле 300 спартанцев, погибших в сражении с персами под Фермопилами: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». Эпитафию создал поэт Симонид Кеосский, её более 2500 лет.

Зачем нужна эпитафия

Проходили столетия, исчезла античная Древняя Греция, но до наших дней сохранились многие обычаи и традиции древности. Вот и эпитафия укоренилась не только в качестве надгробного послания, но получила развитие как литературный жанр.

В чём смысл эпитафии

При заказе надгробного сооружения в виде памятника или намогильной плиты заказчикисё чаще хотят видеть короткое изречение — эпитафию. Авторами эпитафий чаще всего бывают родственники, но иногда обращаются к уже опубликованным эпитафиям, сочиненным поэтами, или же заказывают прощальное послание профессионалам. Текст может предложить и мастер-гравировщик. Эпитафия может быть написана в стихах или в прозе, главное, чтобы слова были от души, просьбы — от сердца. Смысл, который вкладывается в текст эпитафии, должен выражать отношение к покойному, может быть, выделение его выдающихся качеств. Для кого-то важно передать состояние собственной души от разлуки с близким человеком, выразить свою любовь, печаль и скорбь.

Примеры надгробных эпитафий

Хотя смерть уравнивает всех, говоря о бренности жизни, но для людей разного социального статуса и возраста всё-таки существуют разные виды эпитафий. Например, на памятнике выдающемуся деятелю будут совершенно неуместны банальные слова. Некоторые известнейшие исторические личности даже сами себе составляли эпитафии. Так, на могильной плите Уинстона Черчилля нанесена ироничная автоэпитафия: «Я готов встретиться с моим Создателем. Готов ли он к такому тяжёлому испытанию, как встреча со мной — это уже другой вопрос». Известность и слава некоторых исторических персонажей так велики, что для эпитафии много слов и не нужно. Эпитафия на могиле великого итальянского художника и учёного эпохи Возрождения Леонардо да Винчи состоит из единственного слова: «Леонардо» — и этим всё сказано. Эпитафии на могилах погибших военнослужащих требуют особого внимания и особенных слов. В 1966 году в Москве в Александровском саду у кремлёвской стены был открыт памятник Неизвестному Солдату в память о всех воинах, погибших в Великой Отечественной войне. К созданию эпитафии привлекли известных советских писателей. Один из них, Сергей Михалков, в коротком тексте, состоящем всего из 6 слов, сказал всё о подвиге погибших: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». На воинских мемориалах чаще всего встречается такая эпитафия: «Никто не забыт, ничто не забыто». Эпитафии на могилах обычных людей имеют слова простые, приземлённые, больше говорящие о чувствах, переживаниях. В качестве примера можно привести несколько. Самая известная и часто встречающаяся эпитафия: «Помним, любим, скорбим». С небольшими изменениями гравируется на могильной плите такая эпитафия на смерть матери: «Вы, листочки, не шумите, нашу маму не будите». А как много горя и слёз в эпитафиях на смерть детей: «Господь, мы отдаём тебе нашего самого маленького ангела», «Мы очень тебя любим, наша доченька, ну почему тебя так рано скрыла ноченька...». Видно, что эти эпитафии, как и великое множество других, составлены не профессионалами, а людьми простыми, безыскусными, страдающими. Часто в эпитафиях обращаются к Богу с просьбой позаботиться о покойном: «Господи, на земле имел он печали и скорби, дай ему на небе отраду»; «Боже, прости его грешную душу, и прими его, каким он был».

Эпитафия как литературный жанр

Сочинение эпитафий стало таким популярным и востребованным занятием, что развилось в отдельный литературный жанр. Многие эпитафии принадлежат перу известнейших поэтов и писателей. К их услугам прибегали во все времена: и в древности, и в современности.

Эпитафия — вечная тема в литературном творчестве

Чем же было так привлекательно для литераторов написание эпитафий? Наверное, тем, что автор мог выразить в поэтических строках или в прозе отношение заказчика к покойному, используя весьма ограниченные средства: ведь эпитафия не должна быть объёмной. Лаконичность, точность в выборе слов, душевность или сарказм — вот основное достоинство короткого произведения — эпитафии. Художники слова нашли в этом новом литературном жанре возможность в шутливой, а иногда и в саркастической форме высветить смешные или весьма отрицательные свойства покойного, известного обществу. Эпитафия позволяла и посмеяться, и развенчать, и осудить мнимые достоинства усопшего. Такие эпитафии не украшали надгробье покойного, они печатались в сборниках, в газетах, в сатирических изданиях и были весьма популярны у читающей публики.

Примеры литературных эпитафий

Литературными эпитафиями были богаты периоды Возрождения и Просвещения. Например, некоторые эпитафии испанских поэтов стали классикой жанра.

Знаменитый испанский драматург и поэт Лопе де Вега, живший в 1562-1635 годах, оставил такую шутливую «Эпитафию астрологу»:

Лежит известный астролóг
Под сим надгробием убогим.
Судьбу предсказывал он многим,
Но вот свою узнать не смог:
Лягнул осёл провидца в спину…
Будь старец более умён,
Держал бы в поле зренья он
Не небо, а свою скотину.

Глубокое уважение к великому астроному Николаю Копернику звучит в посвящённой ему эпитафии поэта Хуана де Иреарте:

Здесь найдя уединенье,
Спит Коперник под плитой.
Дай, земля, тому покой,
Кто привёл тебя в движенье.

А это анонимная едкая эпитафия, посвящённая струсившему в бою испанскому дворянину:

Прохожий, португалец здесь лежит
По имени дон Васко Силва Сид.
В сраженье показал он маврам спину:
Наверно, он домой хотел поспеть,
Чтоб у себя в постели умереть,
Как это подобает дворянину.

В России эпитафия тоже была популярна как литературный жанр. Эпитафия на смерть двухлетнего мальчика Николеньки Волконского, сына декабриста, написана А.С. Пушкиным:

В сияньи, в радостном покое,
У трона вечного Творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

В качестве примера современной литературной эпитафии можно привести двустишие Игоря Губермана, автора знаменитых «гариков»:

Вожди дороже нам вдвойне,
Когда они уже в стене.

Эта едкая эпитафия отражает традицию захоронения в Кремлёвской стене урны с прахом известных государственных деятелей.

Возможно, вам будет интересно:

29 января 2021