Закрыть
Челябинск
  Придорожные кенотафы в России

Придорожные кенотафы в России

В нашей стране вдоль любой пригородной трассы можно найти цветочные венки и именные таблички – иногда на вбитых в землю колышках, иногда на ветвях и стволах деревьев. Все это – так называемые придорожные кенотафы, а иными словами – памятники людям, которые погибли в ДТП неподалеку от этих мест. Кенотаф вообще – это любой мемориал без могилы под ним, иными словами – это памятник кому-то, кто в действительности упокоен где-то в другом месте. В последние несколько лет российские законодатели снова и снова поднимают вопрос о ликвидации или запрещении таких придорожных памятников – а значит имеет смысл разобраться в ситуации и понять, чем являются эти кенотафы и в чем их проблемность.

Что такое придорожный кенотаф?

Типичный придорожный кенотаф – это некое мемориальное сооружение без захоронения, находящееся на обочине автомобильной трассы и созданное друзьями или членами семьи жертвы ДТП. На всякий случай уточним, что, вопреки распространенному мнению, могил с мертвецами под такими памятниками нет, – это было бы незаконным захоронением. В действительности тела этих жертв погребены на обычных кладбищах.

Видов придорожных кенотафов довольно много. Они могут представлять собой просто цветочные венки, приставленные к стволам деревьев, но также они могут быть огромными дорогими стелами или даже странными на вид конструкциями, напоминающими языческие капища и состоящие из автомобильных частей, погребальной флористики, религиозной атрибутики и прочего. Российские ученые-антропологи, который последние годы исследуют придорожные кенотафы и подобные им народные традиции, предоставляют нам анализ материала, богатого на диковинные вещи.

Разумеется, разного рода кресты и венки на обочинах дорог встречаются во многих странах (в частности, их много в Восточной Европе: в Украине, Белоруссии, Румынии, Греции, Польше, Литве и т.д.), но Россия выделяется на фоне этих стран, поскольку у нас придорожные кенотафы принимают гораздо более причудливый вид.

В 2021 году уже затруднительно отследить происхождение традиции установки придорожных кенотафов. С уверенностью можно сказать лишь немного – например то, что эта традиция точно уже была широко представлена в 1960-х, потому что в киноленте Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в 1964, есть сцена, где герои останавливаются у одного из типичных придорожных мемориалов и выражают почтение. Следовательно, создатели картины посчитали, что советскому зрителю происходящее уже будет хорошо понятно. Так или иначе, насколько мы знаем, этот обычай стал по-настоящему массовым лишь в перестроечные годы, и, более того, по сообщениям исследователей, подавляющее большинство придорожных памятников, которые существуют по сей день, были созданы в течение 2000-х годов.

Почему кенотафы ставят вдоль дорог

Антрополог Анна Соколова и этнограф Евгений Софронов связывают развитие данной традиции с общими духовными поисками, которые охватили бывшие советские республики в девяностых и нулевых. Эти поиски иногда приводили людей в мейнстримные религии, иногда – в секты, астрологию и народную медицину, а иногда – к таким странным верованиям и обрядам, которые уже не имели отношения ни к одной из существующих религиозных традиций. Как результат, в разных регионах нашей страны можно встретить придорожные кенотафы и с крестами, и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эту традиция никакого отношения не имеет. Как полагают священнослужители, идея о том, что дух покойного якобы живет (или время от времени возвращается) на месте смерти, не имеет отношения ни к христианству, ни к исламу, восходя скорее к популярному кино о нечистой силе.

Но тогда почему такие кенотафы ставят вдоль обочины, а не на детских площадках, тротуарах и территориях школ? Причин тут две: во-первых, обочины пригородных трасс с большей вероятностью воспринимаются людьми как «ничейная» территория, а во-вторых, здесь некому эти кенотафы вовремя ликвидировать – никому нет дела до них. Тот факт, что венки и памятные таблички могут провисеть на ветвях дерева десяток лет, как будто подтверждает это предположение. Что особенно любопытно, так это то, что некоторые похоронные бюро прямым текстом предлагают такую услугу, как создание придорожного кенотафа, – таковы масштабы данного явления в нашей стране. Из этого вытекает вопрос: разве это не означает, что прежде придорожные кенотафы были легальны? Иначе как сотни коммерческих фирм могли бы десятилетиями оказывать подобные услуги?

На самом же деле ситуация сложнее. Установка придорожных кенотафов попросту не была урегулирована нашими законами – и отчасти так дела обстоят по сей день. Иными словами, для существования придорожных кенотафов нет юридической базы – так что в правовом поле они просто не существуют. Следовательно, их можно установить – это не запрещено, однако любой человек в любой момент может потом это надгробие снести – и ему за это ничего не будет, потому что по закону надгробия и не существовало. И кенотафы регулярно уничтожаются – например, при ремонте дорог, при установке дорожных знаков, а также при иных причинах.

Кому и чем мешают кенотафы

Доводов против придорожных кенотафов существует немало, рассмотрим здесь лишь самые важные из них. Прежде всего, цветастые конструкции на обочинах отвлекают внимание водителей – многие памятники и венки яркие, они бросаются в глаза, мешают концентрироваться. Далее, многих водителей раздражают придорожные кенотафы, что нетрудно понять: действительно, видеть напоминания о трагической гибели через каждые три минуты хочется не каждому, а дорожное движение в РФ, как известного, и без того вещь весьма стрессовая. Наконец, главным образом создание придорожных кенотафов наносит вред жителям ближайших населенных пунктов, мнением которых никто не интересуется и чьего разрешения никто не спрашивает. Логично, что большинство людей хотело бы видеть надгробия и прочую погребальную атрибутику только в специально отведенных местах и в специально отведенное время, а не каждый день в принудительном порядке, что неминуемо, если множество придорожных кенотафов установлено на опасном повороте дороги прямо у тебя за окном. Более того, в нашей стране еще есть обычай ежегодно устраивать шумные поминки возле придорожных кенотафов, что нарушает спокойствие жителей ближайших населенных пунктов. И как будто этого было мало, некоторые водители имеют привычку сигналить каждый раз, когда проезжают мимо придорожного кенотафа, что гарантирует постоянный шум в той деревне или дачном поселке, где установлен один или несколько таких памятников.

Возможно, вам будет интересно:

22 июня 2021