Закрыть
Челябинск

Некролог

Некролог – это краткая информация об ушедшем из жизни человеке. В нём излагаются факты из биографии, даты жизни и смерти, день и время похорон или поминовения. Чаще всего некролог публикуется в печатных изданиях, но его также можно услышать по радио или увидеть в расклеенных листовках. Текст подаётся краткий, с перечислением особо важных фактов из жизни усопшего, нейтрального окраса.

История некролога

Дословно с древнегреческого языка «некролог» означает «слово о мёртвом». Самые первые упоминания до нас дошли со времён Древнего Рима. В ежедневных газетах римских граждан уведомляли не только о новостях политики и культуры, но и о случившихся смертях именитых граждан. Небольшие пергаментные листовки Acta diurnal populi Romani («Ежедневные дела римского народа») извещали о гибели того или иного жителя Рима и давали краткое жизнеописание почившего.

На долгое время после падения Римской империи некролог был забыт. Возродить традицию получилось после распространения книгопечатания. До массовой популяризации газет о кончине граждан города или королевства извещал глашатай на базарной площади. В скромных деревнях упоминанием о погребённых на неделе занимался церковный пастор на воскресной мессе. Особо знатные горожане самостоятельно вывешивали листовки на уличных столбах города. В них сообщалось о смерти родственников, их прижизненных заслугах и деяниях.

С XVII века книгопечатание перешло на издание первых газет. Постепенно страны Европы и заморские колонии овладевали грамотностью. Уже к XIX веку газеты стали играть значительную роль в общественной жизни. С них начинали своё утро деловые люди Сити и жители маленьких городков. Массовое распространение печатной продукции натолкнуло редактора The Times на идею публиковать на страницах своей газеты некрологи. Люди заказывали объявления о смерти своих родственников на правах рекламы. В дальнейшем эту практику переняли и другие печатные издания.

Что такое некролог сегодня?

Традиция публиковать в местных ведомостях новости о бракосочетании и похоронах дожила до наших дней. Популяризация электронных СМИ несколько изменила формат некрологов. Теперь известия о смерти можно прочесть на листовках, расклеенных возле места работы и жительства усопшего, в локальных газетах, на сайтах сообществ. Крупные издания уведомляют публику о летальных исходах известных деятелей культуры, науки и политики.

При публикации некролога стараются соблюдать неписанные правила подачи скорбной информации. В тексте обязательно указываются ФИО почившего, его даты жизни и смерти, обстоятельства, при которых наступил летальный исход. Далее в нескольких предложениях описывают прижизненные заслуги умершего, значимые моменты его жизни. При наличии каких-либо наград или знаков отличия – их обязательно упоминают. Завершают сообщение выражением соболезнований родственникам. Если статью заказывают домочадцы, уместно сообщить о дате похорон и поминках.

В целом текст об усопшем должен носить нейтральный характер. Не допускаются эмоциональные выражения или какие-либо обвинения в сторону покойного. В то же время текст должен быть искренним, без приукрашиваний.

Чаще всего написание некролога заказывается журналистам или копирайтерам. Родственники под влиянием душевных тревог могут некорректно изложить имеющуюся информацию. Специализирующиеся на публикации печальных сообщений издания принимают как готовые тексты, так и подряды на их изготовление. Совсем не обязательно некролог должен появиться в печатных СМИ. Крупные организации размещают ведомости об уходе одного из сотрудников из жизни на специальных стендах или рассылают по корпоративной почте.

Как написать некролог

Близкие усопшему порой не знают, как написать некролог. Воспользовавшись изложенными ниже рекомендациями вы сможете составить вполне сносное извещение о смерти.

Начинайте с полных фамилии, имени и отчества. Ниже по тексту достаточно будет обращаться по имени-отчеству или в уменьшительно-ласкательной форме, если умер несовершеннолетний.

Даты рождения и смерти – одни из важных жизненных вех. По ним определяется, сколько человек прожил на этом свете. Также в сообщении вы можете указать день погребения (кремации) или указать время и место проведения поминального обеда.

Обстоятельства смерти следует освещать сдержанно, чтобы не обидеть чувства родственников. Не каждому захочется публично заявить, что близкий человек умер от передозировки алкоголем.

Осветите в некрологе его рабочую деятельность и достижения. Обязательно следует упомянуть воинское звание и награды (для военнослужащего), научные степени (для работников научной сферы), положение в обществе (для публичных деятелей и политиков).

Расскажите, каким преставившийся был в кругу семьи. При этом упоминайте только положительные черты его характера: настойчивость вместо упрямства, бережливость вместо скаредности и т. п.

Исключите всяческие негативные упоминания об усопшем. Склоняйтесь к нейтральным формулировкам при описании его жизненного пути. Если покойный был заядлым игроком или наркоманом, следует обойти стороной данный вопрос или написать «был подвержен пагубным пристрастиям».

Избегайте клише и вычурных фраз. Неискренность будет видна сразу и остро ранит чувства родственников. Плохо или наскоро написанный текст выкажет ваше неуважение к усопшему.

Уделите пару слов для близких преставившемуся. Членам семьи будет приятно читать, что покойный «Был любящим супругом и чутким отцом». Ведь именно жена и дети сопровождали умершего большую часть его жизни.

Завершите изложение напутственными словами или эпитафией. Известные цитаты или при жизни произнесённые о почившем фразы приятного содержания будут также уместны.

Образец некролога

В интернет-изданиях можно почерпнуть немало идей для составления некролога. Для подражания следует обратиться к сообщениям об уходе из жизни известных деятелей науки, киноиндустрии, искусства. Как правило, на их смерть пишутся тексты профессионалами художественного слога. Ориентируясь на эти примеры вы сможете создать собственный образец эпистолярного жанра.

Дополнительная информация:

19 октября 2018
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок